Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции в качестве одной из мер по профилактике коррупции определил проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – «Правила») и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (дела – «Методика»).

Пунктом 4 Правил установлено, что независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в соответствии с утверждённой вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации Методикой.

В соответствии с пунктом 6 Правил в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации - разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридическую службу федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, размещают эти проекты на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.

Пункт 7 Правил определил, что результаты независимой антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

Такая форма по состоянию на 15 июня 2011 года не утверждена, поэтому при составлении заключения представляется возможным принять за образец форму, утверждённую приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 136 «Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Пунктом 1 Методики установлено, что она применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Методикой должны руководствоваться также и независимые эксперты, получившие аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, при проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

УМВД России по Тюменской области будет размещать в данном разделе своего сайта проекты нормативных правовых актов указанных выше категорий.

Предлагаем независимым экспертам, получившим аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принять участие в проведении независимой антикоррупционной экспертизы размещаемых на нашем сайте проектов.

Кроме того, с учётом содержания Определения Верховного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2010 года № 64-Г10-23, представляется возможным рассматривать не только заключения аккредитованных независимых экспертов, но и мнения граждан, не имеющих аккредитации, но вместе с тем обладающих знаниями о предмете регулирования проекта нормативного правового акта, - в случае, если эти мнения будут изложены ими в обращениях, поданных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации".

Напоминаем, что:

  • независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами в инициативном порядке за счёт собственных средств;
  • в отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится;
  • экспертное заключение, оформленное в соответствии с Методикой, может быть направлено в адрес УМВД России по Тюменской области по почте, курьерским способом либо по электронной почте в виде электронного документа;
  • заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом (организацией или должностным лицом), которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения;
  • по результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

Упомянутые в настоящей информации законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации размещены во всех автоматизированных справочных правовых системах общего пользования.

Правовой отдел
УМВД России по Тюменской области.
16.06.2011 г.

Документы: